Я - библиотекарь

Страничка профессиональной информации.
07.11.2012
В воскресенье вернулась из командировки в Москву,  с обучающего семинара Организация  системной работы с книжными памятниками. Хочу написать отчет больше для себя, кто о чем рассказывал, что я узнала нового. Пока что это черновик, постепенно буду дополнять из записей.
Самым полезным было выступление Степановой (РГБ) об организации учета в Отделе редких книг РГБ - много практических моментов: у них есть внутренний инв. номер отдела, книга движения фонда по коллекциям, книга суммарного учета.
Самарин А. Ю. рассказывал об историческом развитии понятий "редкие книги" и "книжные памятники", о последних изменениях в законодательстве в этой сфере (девушки-коллеги говорили, что слышали это уже не раз и не два, а мне было ново и интересно). Самое парадоксальное, что для получения статуса "книжный памятник" книга (экземпляр) должна быть зарегистрирована в Реестре (да, с большой буквы) книжных памятников. Реестр (по прежнему законодательству) должно вести Министерство культуры, но в действующей ныне редакции это не прописано. Т.е. фактически в стране нет книжных памятников ))) Есть только понятие КП по хронологическому признаку и Свод, который ведет РГБ и который должен быть основой Реестра. Свод - технически отработан, пополняется, а за Реестр никто не отвечает.
Можно сказать, что в кулуарах я поговорила с сотрудниками из РГБ о том, чтобы самостоятельно вносить описания книг (экземпляров) в Свод, мне объяснили, куда смотреть на сайте Федеральной целевой программы Культура России и что заполнять для участия в грантах.

06.06.2012
Федериго да Монтефельтро
Федериго да Монтефельтро
      В XV в. урбинский герцог Федериго да Монтефельтро, собравший в личной библиотеке более тысячи томов, сформулировал требования, предъявляемые к библиотекарю. Согласно инструкции, разработанной герцогом, он обязан следить за порядком, вести каталоги, обеспечивать защиту фонда от повреждений и его доступность, регистрировать выданные манускрипты в специальном журнале. Библиотекарь должен обладать такими качествами как образованность и ученость, приятный характер, представительная внешность, красноречие.
 
      В середине ХVII в. французский епископ Клод Клеман выпустил научный труд, где представил идеальную модель библиотеки. Он подчеркивал научную значимость библиотеки, а ученых-библиотекарей сравнивал с капитанами кораблей, которые должны ориентироваться на выборочный доступ читателей в свой «хорошо ухоженный сад», «уединенное внутреннее святилище». Особенно важно, считал Клеман, ограничить доступ читателей к «дискуссионной» литературе.
Умберто Эко
Умберто Эко
      Во все времена были библиотекари, считавшие, что создать у читателя гармоничное, целостное мироощущение можно лишь не допуская его к текстам, которые могут опрокинуть, нарушить единую, «правильную картину мира. В известном романе писателя, историка и философа Умберто Эко «Имя Розы» два главных героя отстаивают противоположные взгляды на задачи библиотеки: хранить – или охранять. Хранить, чтобы представлять все новым читателям, чтобы постоянно переоценивать старое, превращая его вновь и вновь в новое – или охранять, прятать, не показывая читателю «вредное», «лишнее», решая за него, что надо читать и знать.
 
      Выдающийся русский историк ХVIII в. В.Н. Татищев в своем «Лексиконе» написал, что библиотекарь обязан обращаться с читателем «учтиво и ласково, и помощником в приобретении полезного знания себя показывать».
Иоганн Вольфганг фон Гете
Иоганн Вольфганг фон Гете
      Великий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете, будучи министром культуры герцогства Саксен–Веймар–Эйзенах, много внимания уделял развитию библиотек и организации их работы. Он был убежден в том, что «активный ученый – плохой библиотекарь, как прилежный художник – плохой инспектор картинной галереи». Для него библиотекарь и ученый были принципиально разными профессиями. Миссия библиотекаря – посредничество между знаниями и теми, кто в них нуждается. Гете подчеркивал, что библиотекарь должен уметь оказать читателю помощь при работе с книгой, написанной на любом языке.
 
      Первый директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин считал, что библиотекарь должен иметь «основательные познания в отечественном и иностранных языках», быть знакомым с известнейшими научными книгами, «знать главное содержание всякой книги, быть живым каталогом своего отделения». Службу в библиотеке, по мнению Оленина, «многие, по незнанию почитают весьма легкою и незначительною», между тем она, с одной стороны, весьма трудна, а с другой – достаточно скучна и монотонна; она требует больших не только умственных, но и физических усилий, вредна из-за постоянной пыли – и при этом крайне плохо оплачивается.
А.А. Дельвиг
А.А. Дельвиг
      В «Положении об управлении» Императорской публичной библиотеки записано, что «одна из главных обязанностей библиотекаря состоит в учтивом и ласковом принятии посетителей и в оказании им, без разбора лиц, всех возможных услуг в отыскании сочинений, нужных для их занятий». А.Н. Оленин требовал от сотрудников, чтобы они всегда были готовы «сопровождать искателей просвещения кратчайшим путем к знакомым им здесь обильнейшим источникам просвещения», строго следил за тем, как библиотекари исполняют свои обязанности. Он уволил А.А. Дельвига отнюдь не за поездку к ссыльному Пушкину в Михайловское, как ошибочно утверждают некоторые исследователи. Дело в том, что Дельвиг активно пользовался фондами библиотеки, но читал в рабочее время в ущерб службе. Кроме отмеченной всеми современниками его знаменитой лени, он отличался еще и беспечностью. Последней каплей стал беспрецедентный в истории библиотеки случай: во время суточного дежурства Дельвига охраняющий кассу солдат взломал стол казначея и похитил 6500 рублей (сумму в то время колоссальную). К счастью, его быстро поймали, и часть денег была возвращена. Именно поэтому, вернувшийся из отпуска (во время которого он и ездил в Михайловское) Дельвиг был уволен.
     Для того чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – в ХIХ в. нужно было иметь не просто высшее образование, а специальные познания по разным отраслям науки: знание русского, французского, немецкого, латинского, греческого (или вместо одного из них – восточного) языков. Младший персонал должен был владеть русским и тремя любыми иностранными языками.
А.Ф. Бычков
А.Ф. Бычков
      Когда в начале 1860-х гг. разрабатывался Устав Императорской публичной библиотеки, ее директор А.Ф. Бычков в записке «О значении звания библиотекаря» (начало 1860-х) подчеркивал, что ему необходимо «иметь положительные сведения в библиотечной науке, знать древние языки и несколько новейших, историю политическую, и преимущественно историю литературы, а также обладать энциклопедическим образованием и иметь ясное представление о системе наук».
 
      Для женщин государственная служба до 1917 г. была закрыта, поэтому в числе сотрудников государственных библиотек их до 1917 г. не было. Их неохотно принимали в библиотеку даже в качестве так называемых вольнотрудящихся. Такое скромное место женщины занимали в библиотеках не только в России: в самых передовых западных странах они появились в составе библиотекарей также во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Правда, кое-где, например, в США, вследствие движения суфражисток, их оказалось больше.
С.Я. Маршак
С.Я. Маршак
      «Каждый из нас, имевший на своем веку дело со столичными и провинциальными библиотеками, не может не поминать добром людей, которые проводят всю свою жизнь между книжными полками и читателями, – утверждал известный советский поэт Самуил Яковлевич Маршак. – Безо всякого преувеличения можно сказать, что почти все они или, по крайней мере, большинство их – люди, связавшие свою судьбу с книгой не по расчету, а по любви. Лучшие же из них могут быть с полным правом названы и настоящими литературоведами, и подлинными педагогами».

09.02.2012
Пост Ильи Варламова в ЖЖ
Клад в Политехническом музееhttp://zyalt.livejournal.com/517344.html
Фотографий больше, чем текста, но мне всегда интересно посмотреть на другие библиотеки изнутри.

06.02.2012

Кодекс этики российского библиотекаря

ПРЕАМБУЛА
Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря.
Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:
– библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в целом;
– распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;
– библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;
– гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;
– общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.

В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ БИБЛИОТЕКАРЬ
– руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций;
– противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;
– соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;
– способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;
– стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.

В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКАРЬ
– уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потенциальным;
– обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры общения;
– обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий;
– обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;
– обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;
– способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;
– содействует развитию информационной культуры личности;
– пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения;
– содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей;
– не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;
– защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.

В ОТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕГАМИ БИБЛИОТЕКАРЬ
– проявляет доброжелательность, уважение и честность;
– участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;
– способствует профессиональному становлению молодых кадров;
– соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;
– стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
– результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не допуская плагиата.

ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЬ
– стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;
– прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;
– заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;
– в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;
– не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании.

СОБЛЮДЕНИЕ КОДЕКСА
Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности каждого российского библиотекаря.
РБА проводит работу по пропаганде Кодекса среди библиотекарей.
Совет РБА рассматривает случаи нарушения Кодекса, которые нанесли серьезный ущерб престижу библиотечной профессии.
Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город Тюмень.

Комментарии

Отправить комментарий